Хакуашева Мадина. Доктор наук. Филолог. Культуролог. Литературная часть проекта. Республика Кабардино-Балкария
Я хорошо понимаю и чувствую, в каком направлении нужно двигаться – расширять знания о Северном Кавказе, об адыгах (черкесах). Просто рассказывать о них через искусство, литературу. Но я уверена, что те многочисленные жертвы черкесской трагедии не хотели бы, чтобы о них говорили как о жертвах. Думаю, о них нужно говорить как о представителях славного народа, некогда уникальной богатой культуры, которая отчасти еще сохраняется, как об удивительном духе, который невозможно истребить. Этот народ был искренне любим Европой и всем миром, их сыновьями и дочерями восхищались, это нашло богатое отражение в творчестве европейских и восточных авторов. Сегодня, к сожалению, о нас почти забыли, нас не знают потому, что в силу исторических обстоятельств черкесов осталось очень мало, мы очень разобщены. Но об этом нужно рассказывать всему миру еще и затем, чтобы трагедии, подобно черкесской, нигде никогда не повторилось. Наша современная российская драма заключается в том, что Кавказ по общему молчаливому договору был объявлен зоной умолчания… Именно эта упорная, стыдливая, трусливая «черная дыра» исторической памяти закладывает основу для новых конфликтов и бед. Кавказ обязан обрести голос, обязан проснуться и открыть миру свое подлинное лицо, которое еще никто по-настоящему не видел. И это лицо прекрасно….
Мадина Хакуашева родилась в Нальчике (Кабардино-Балкария). Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела адыгской филологии КБИГИ (институт гуманитарных исследований (КБИГИ) при Правительстве КБР и КБНЦ РАН (Кабардино-Балкарский Научный Центр Российской Академии наук). В1981 г. закончила с отличием медицинский факультет КБГУ. В 1986 закончила клиническую ординатуру по кардиологии в Москве при Первом ММИ (1983 – 1986). С 1986 по 1989 – аспирантура при Институте Проф. Кардиологии ВКНЦ. С 1989 по 1997 работала старшим преподавателем на медицинской кафедре КБГУ. В 1991 году закончила заочно экстерном филологический факультет КБГУ. С 2004 – 2007 гг.- соискатель отдела кабардинской литературы КБНИИ. В1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Онтологические основы адыгской мифологии». С 2003 по 2006 – докторант кафедры русской литературы КБГУ. В 2007 году вышла монография «Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей», которая вошла в гриф «Основные достижения Российской академии наук за 2007 год». В2008 г. защитила докторскую диссертацию по этой же теме. В 2009 году вышла книга «Дорога домой» (Нальчик, изд. Эльбрус). Публиковалась в журнале “Литературная Кабардино-Балкария” под псевдонимом Асхад Гуазов, в журнале «Дружба народов». Прозаик, литературовед, внучка классика кабардинской литературы Али Шогенцукова, член клуба писателей Кавказа (КПК), член Союза Писателей России. Автор более 70 научных публикаций и статей.
Асеева Елена. Живопись. Текст. Видео. Россия-Италия. www.asseeva.it
Подо мной стояло море . В нем не было героев, не было голосов, не было будущего. Я родилась в городе с адыгейским именем Геленджик, Хъюленджи, «живописная полянка». Последователи Льва Толстого и его философии «простого труда» основали в округе поселения, воспитывали детей, сажали яблони, но почему-то молчали об этнической пустоте местности. В моем классе учились греки и украинцы, немцы и русские, но не те, на чьем языке говорили деревья. Я не знала о них ничего, кавказская война закончилась давно и после нее пришли другие потрясения, настолько огромные, что трагедия народа, когда-то жившего на черноморском побережье, уже не казалась актуальной…
Елена Асеева родилась в Геленджике в 1975 г. Художник, дизайнер, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург, 2002), Член Союза Дизайнеров России (Санкт-Петербургский союз дизайнеров, 2001). Выпускница Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета (кафедра истории искусств и международного художественного бизнеса) и Кубанского Государственного Университета (факультет художественно-промышленной графики), участник программы по исследованию русского искусства в Гарварде (Davis Center for Russian and Eurasian Studies, Harvard University, 2001-2003), лауреат нескольких грантов Центра Современного Искусства Дж. Сороса (Ст. Петербург). Учредитель школы языков и дизайна ICL в Геленджике (АННОО «Айсиэль»). Участник многочисленных выставок в России и Европе. Работы в частных коллекциях и галереях ОАЭ, США, Афганистана, России, Италии, Индии и Белоруссии. Живет в Риме.
Кожев Заурбек. Историческая часть проекта. Республика Кабардино-Балкария
К сожалению, в адыгской историографии всадник с шашкой в руке заслонил все остальные аспекты материальной и духовной культуры нашего народа. Эта традиция зародилась еще во времена, когда черкесов обвиняли (иногда в романтическом духе) в “хищнических” наклонностях. Помните – “Черкес оружием обвешен …”? Потом мы сами увлеклись романтикой вечной войны за независимость. Это не значит, что ее не было. Но важнее то, каким смыслом наполняли свою политическую независимость адыги. Но Вы художник, и, наверное, поэтому интуитивно начали с самого важного – с Души….
Заурбек Кожев родился в Кабардино-Балкарии в1970 г. Выпускник историко-юридического факультета Кабардино-Балкарского университета. В 1994-1998 г.- аспирант института этнологии и антропологии им. М.М.Миклухо-Маклая Российской Академии Наук. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Кабарда в системе этносоциальных отношений на Северном Кавказе (XVIII в.). Один из соавторов «Адыгской (черкесской) энциклопедии» (М.,2006 г.). Старший научный сотрудник отдела истории Института гуманитарных исследований (КБИГИ) при Правительстве КБР и КБНЦ РАН (Кабардино-Балкарский научный центр Российской Академии Наук). Живет в г. Нальчик (республика Кабардино-Балкария).
Паоло Мизерини. Автор фотопроекта
Я никогда не слышал о Черкесии и адыгах. Когда я стал читать, то был поражен не только их трагедией, но и их культурой и нравственностью, их кодексом чести Хабзе. Я прекрасно понимаю, что Россия полна разнообразных уникальных этносов, но если есть люди, которые хотят быть услышанными, и при этом верят в искусство, а не в политику или войны, я сделаю все возможное, чтобы помочь им…
Паоло Мизерини родился в Риме в 1963, где он в настоящее время работает как фотограф. Его карьера началась в 20 лет с подводной фотографии. Эта страсть привела его к его первой публикации в журнале ” Acqua”.С 2000, его обращение к фотографии становится более частым, и со встречи со школой “Officine Fotografiche” начал карьеру как учитель фотографии и фотограф.В течение 10 лет в дополнение к обучению открывает новые горизонты в фотографии, включая репортаж и арт-фотографию. В 2008 им был реализован благотворительный проект «Улыбки Нора Харберда», в котором принимали участие дети двух детских домов Армении. Фотографии проекта были выставлены на персональных выставках в Италии и средства, заработанные от продажи работ были отправлены в Армению для восстановления театра в детском доме и помощи детям. Работы Паоло Мизерни опубликованы с нескольких книгах по арт-фотографии в Италии, он сотрудничает со многими журналами Европы и Италии, участник многочисленных выставок в Европе и Италии.
Эмилио Д’Итри. Куратор проекта. Италия. www.emilioditri.it
Всегда рад поддержать независимые и значимые проекты по искусству, особенно если они освещают такой пока еще закрытый ото всех “континент”, как Кавказ…
Эмилио Д’Итри родился в Риме в 1960, где он живет и работает. С 2001 он является президентом Officine Fotografiche, культурный ассоциации, посвященной распространению фотографии. Фотограф и куратор, он еще и организатор выставок, публикаций, связанных с миром шоу-бизнеса и искусства. Он – организатор важных событий “Женский Объектив”, и “Fotoleggendo”, самых важных фестивалей по фотографиям, аккредитованным в Италии. У него были многочисленные выставки и публикации, он сотрудничает в течение 10 лет как официальный фотограф на Джазовом Фестивале в Tivoli.
Лидия Жигунова. (университет Тулейн (Новый Орлеан), США
У меня часто возникает такое ощущение, что меня не существует, что меня (мою национальность) вычеркнули из исторической памяти, стерли из истории….
Жигунова Лидия Саладиновна (1974), окончила немецкое отделение факультета романо-германской филологии КБГУ в 1996 году. Работала преподавателем немецкого языка в международном лингвистическом центре УРС (г. Нальчик). В 2000 году поступила в аспирантуру Луизианского государственного университета (США) на отделение сравнительного литературоведения. Получила мастера в 2002 году. В настоящее время являюсь докторантом университета Тулейн (Новый Орлеан, США), пишу диссертацию на тему образа черкешенки в западной литературе 18-19 веков и в современной черкесской литературе женщин-писателей. Параллельно преподаю немецкий и русский языки и литературу в том же университете. Публикация на английском языке: Stefan Zweig and Soviet Russia (2009, VDM Verlag). Принимаю участие в ежегодных конференциях в США и России. [/column_half] [column_half_last] [/column_half_last]
Асеева Лариса (1950-2014). Куратор детского конкурса. Россия. www.icl-international.ru
Детское сознание – это будущее нашей страны, именно дети должны стать носителями забытой мифологии региона, ведь не имея прочного фундамента под ногами, невозможно построить ничего настоящего…
Лариса Асеева родилась в Белоруссии в 1950 г. Директор школы языков и дизайна ICL (АННОО «Айсиэль») в Геленджике. Директор дизайн-студии Resort Design. Заслуженный Учитель России, дважды лауреат грантов Фонда Социальная Инициатива Дж. Сороса, Директор Года – 97. 30 лет проработала в качестве директора Государственного Детского Центра-Прогимназии Искусств «Берёзка» под патронажем Института Психологии РАН и Детского Центра Венгера (Москва), после чего открыла собственную школу «Айсиэль». Живет в г. Геленджик (Россия).