Рита Тлупова (Татарова), КБР.
Врач-терапевт
1. Немного о себе, своей семье, роде.
Я работаю в своем родном селе Кенже участковым врачом. Происхожу из старинных кабардинских родов – Кейтуковых и Тлуповых. У меня двое детей – сын и дочь – 18 и 20 лет, оба – студенты.
2. Какими Вам представляются основные проблемы медицинского обслуживания?
Медицина в настоящее время находится на очень низком уровне, у большинства врачей мало заинтересованности в том, чтобы больше знать, учиться. Я думаю, это связано с тем, что очень сложно работать, зарплаты очень низкие, и многие просто бегут из медицины. У нас нет никакой защиты, комиссии приходят не для помощи, а для того, чтобы найти «недостатки» в работе. Поэтому вместо того, чтобы вникать в нашу работу для ее улучшения, они начинают выяснять, почему не работают те или иные НЕУДОБНЫЕ для нас придуманные “сверху” приказы, проверяют и сверяют многочисленные записи, повторяющиеся много раз. Например, когда к нам приходит инвалид, мы выписываем ему лекарства в трех экземплярах, это же самое мы вносим в карточку больного, затем в специальный журнал, затем в специальную бумагу в карточке, в итоге, в карточке находится ТРИ ЗАПИСИ, ПОВТОРЯЮЩИХ друг друга! Почему нельзя ограничиться одной записью? Или почему не разрешают печатать на компьютере, а заставляют именно писать от руки? Чем это лучше? Вот так же обстоит дело и в других сферах медицины… Полная бюрократия и регресс!
3. Какими Вам представляются разрешение этих проблем в общих чертах?
Чтобы разрешить эти проблемы, их должны решать опытные, работающие люди, специалисты своего дела, у них надо спрашивать о целесообразности тех или иных новшеств, а не у дилетантов, которые не разбираются в работе. Иначе получается абсурд.
4. Что для Вас Адыге Хабзе? Что собой представляет настоящее с прошлое наполнение этого понятия?
Адыге Хабзэ для меня – это основа моей жизни. Я очень горжусь им, и всегда радуюсь, когда вижу, что не только взрослые, но и большинство представителей молодого поколения знают и соблюдают наши прекрасные обычаи. Сейчас, когда благодаря интернету, СМИ, ТВ и т.д., происходит стремительное вторжение в нашу жизнь чужеродных обычаев и культур, очень трудно сохранить самобытность, но Адыгэ хабзэ настолько глубоко сидит в нас, что его не так скоро можно уничтожить.
5. Какие новые качества (или понятия) необходимо усвоить современному адыгу, чтобы сохранить свою национальную идентичность в условиях глобализации? От чего отказаться?
Современный адыг должен помнить о своих корнях, о том, что нет ничего лучше Адыгэ хабзэ, не смогли нигде придумать, а значит, надо по нему жить. Больше ничего не требуется!
6. Как оцениваете современную обстановку на исторической родине?
Над исторической родиной опять нависла опасность войны.
7. Существует ли реальной связь диаспоры и адыгов, проживающих на исторической родине?
Нет никакой связи между черкесами в разных местах проживания.
8. Возможна ли культурная и духовная интеграция всех адыгов на современном этапе? Если да, то в каких формах она Вам представляется?
Духовная и культурная интеграция вполне возможна, только для этого не нужно переселяться куда-то кому-то, надо просто держать связь, ездить друг к другу, обмениваться культурными и другими достижениями, устраивать концерты, показы фильмов – документальных и художественных о своих людях, особенно выдающихся, чтобы мы знали друг о друге как можно больше.
9. Каким бы Вы хотели видеть Северный Кавказ, Кавказ в целом?
Кавказ всегда был местом труда, отдыха, здоровья, поэтому вижу его развитым в плане сельского хозяйства, культуры. Очень хочется высоких показателей в здравоохранении, а для этого всем должны заправлять СПЕЦИАЛИСТЫ СВОЕГО ДЕЛА, а не случайные люди, посаженные в высокие кресла по протекции или коррупции…