Дорогие друзья, приветствуем вас на выставке «Кавказская Атлантида»!
Организаторы проекта Елена Асеева и Паоло Мизерини не случайно присвоили проекту это говорящее символическое название: на самом деле история и культура черкесского народа – это осколок уникальной цивилизации, который в силу драматической истории оказался погруженным на «дно» коллективной человеческой памяти. Однако благодаря неравнодушным людям, Хранителям драгоценных жемчужин национальных культур, таким как Лена и Паоло, кураторам из Москвы – Юлии Назар, Светлане Деминой, – Кавказская Атлантида извлекается из мутных глубин забвения и постепенно обретает реальные очертания.
Данная выставка художников из разных городов России проходит в московской галерее Glubina, среди которых – резиденты галереи и авторы, пришедшие в проект через open call.
Однажды, во время семилетнего периода проживания в Москве, – самого незабываемого в моей жизни, – меня познакомили с замечательным эрудитом и прекрасным человеком, выпускником МГУ – Григорием М.
– Кто Вы по национальности? – спросил он меня.
– Я кабардинка.
Реакция со стороны Гриши была оживленной: «Послушайте, черкесы – это же один из самых куртуазных народов мира, наряду и испанцами, китайцами и японцами!». Он рассказал, что в Европе традиционные культуры быстро стираются из-за глобализации, в Испании от национального своеобразия и этикета мало что сохранилось… «А вот у вас, я знаю, на одну встречу – сто приветствий!»
Гриша знал, что кабардинцы и бесленеевцы – восточные черкесы, а западные черкесы – это те, что проживают на берегу Черного моря, знал о трагедии столетней войны… После обычных вопросов моего московского окружения типа: «а у вас в республике живут кабардино-балкарцы?», а то еще лучше «кабардино-болгары?» Гриша вырвал у меня слезы умиления! Однажды в начале нашего знакомства он искренне попросил: «Пожалуйста, оставайтесь собой! Сохраните свою индивидуальность!» А для народа пожелал сохранить нашу уникальную древнюю культуру.
Тогда я поняла, что мы интересны друг другу собственным неповторимым своеобразием, в основе которого лежат народные национальные культуры.
Хочу выразить глубокую благодарность Лене и Паоло, которые на мой взгляд отмечены особенной благородной миссией – находить подлинные лики, подлинную сущность кавказских национальных культур, которых постигла участь Атлантиды. Они возвращают человечеству их красоту и неповторимый аромат, величие и духовное богатство! Я верю, что этот Ренессанс только начинается! Это так важно, ведь каждая народная культура принадлежат всем народам Земли, призвана служить и помогать всем людям планеты и каждому из нас.
Доктор филологических наук, член Союза писателей РФ
Хакуашева Мадина (г. Нальчик), 01.07.2023
Современные проблемы адыгского мира: женский взгляд (2013)
Проект Caucasus Morpheus «Кавказ спящий» посвящен культурному аспекту адыгского мира. Он возник еще в начале 2011 года, который был объявлен годом культуры Италии в России и России в Италии. Интерес к культуре адыгов (черкесов) первоначально возник у итальянцев, и отнюдь не случайно: ведь черкесская культура в Италии, как и на всем современном Западе, почти не известна. Мы же, адыги, руководствуемся убеждением, что адыгская культура, которая оказалась в вынужденной долгой изоляции, принадлежит не только нашему народу, – она принадлежит всему миру. Без адыгского этикета сокровищница общей мировой культуры будет неполной.
Однако в процессе подготовки проекта мы не смогли обойти и некоторые острые социальные проблемы: они непосредственно касаются женщин, потому что прямо связаны с будущим наших детей. Как оценивается создавшаяся ситуация на старой родине адыгов? Каковы пути ее разрешения? Как проявляется кризис идентичности и самоидентичности у адыгского народа, который несет под собой 150-летнюю историю разъединения когда-то единого этноса, проживающего в настоящее время в 56 странах? Эти и другие вопросы мы предложили участницам нашего проекта.
И, несмотря на то, что большинство проблем так или иначе выходят на политику, мы убеждены, что их следует решать в пределах международного культурного поля. Однако мы решили начать разговор на эту непростую тему с женщинами не только поэтому.
В настоящее время незаметно сформировался и обрел ощутимое влияние особый класс нашего общества. Несомненно, он уже является одним из самых активных и авторитетных. Это целый класс женщин новой духовной формации, которых отличает высокий уровень социальной и творческой креативности. Новые женщины обладают целым набором качеств, которые распространяются практически на все сферы жизни. Профессионализм и творческий потенциал, надежное деловое партнерство, активная общественная позиция, – вот неполный, уже вполне обычный перечень функций, который характеризует современных женщин. Однако устоявшееся определение «деловой женщины» его представительницам не вполне подходит, так как этот термин предполагает профессиональную и общественную деятельность. Новая женщина, обладая деловыми качествами, осталась духовным, организационным, управленческим центром семьи, следовательно, – жизненного ядра общества. Возможно, это вынужденная миссия. Усиливающееся влияние женщины, которая невольно оказалась на пересечении множества диагоналей важнейших силовых векторов жизни, определяет ее особое место. Именно женщина владеет совмещением бесчисленного разнообразия ракурсов, которые наделяют ее особым стереоскопическим зрением.
Немного о Лене и Паоло – моих новых друзьях…
Кажется очень символичным, что на проблему адыгов одной из первых откликнулась женщина. В марте 2011 года я внезапно получила письмо от из Рима от Елены Асеевой – молодого художника-дизайнера. Она прочла «Дорогу домой» в электронной библиотеке и нашла меня. Интерес к адыгской культуре у Лены был с самого начала острый, всепоглощающий. Он начался с древней родины адыгов – Геленджика, который явился и ее родиной. Мы стали переписываться, и через некоторое время Лена прислала развернутый проект, в основе которого значилась передвижная выставка: 40 картин, которые она планировала написать, должны были отражать различные мотивы черкесской культуры. В проект должны были входить фотопортреты современных адыгов, сделанные ее супругом, профессиональным фотографом Паоло Мизарини. Лена и Паоло предложили мне участие в проекте.
Молодые историки из нашего института Заур Кожев и Алексей Абазов послали ей массу уникальных источников по истории в электронных версиях, которые она прочитывала с невероятной скоростью. Одновременно Лена активно делилась информацией с Паоло, писала картины, полные невыразимой экспрессии и философской глубины. Вскоре Лена уже сама могла проконсультировать по любым вопросам, связанным с историей и культурой адыгов.
Лена и Паоло приехали в Нальчик в августе 2011 года. За неполную неделю мы взяли интервью у представителей разных профессий и убеждений, – от детей до людей преклонного возраста. Так был запечатлен живой портрет современных адыгов – как есть, без ретуши.
Мы до сих пор продолжаем активно переписываться с Леной. Весь этот год моим друзьям приходится постоянно решать организационные проблемы. Это дается с большим трудом, так как даже в сугубо культурном проекте большинство чиновников пытается разглядеть скрытую политическую подоплеку. Возможно, это безмолвная блокада официальных кругов побудила нас провести это анкетирование: мы осознали, что «острые углы» обойти невозможно, – они волнуют в первую очередь представителей власти.
Длительная изоляция адыгской культуры, которая в свое время являлась уникальным феноменом, объясняется политическими причинами: пытаясь скрыть факты колониальной военной экспансии, царское правительство вычеркнуло из истории вместе с собственным политическим преступлением культуру, которая являлась смыслообразующим центром Кавказа. В этом отношении за 150 лет ничего не поменялось: и сегодня, как в советское, как в старое царское время, факт существования единой древней черкесской культуры в официальной историографии явственно нигде не обозначен. Он не появился даже после перестройки. Культура адыгов таким образом явилась и продолжает являться заложницей порочной политики.
Я убеждена, что опыт общения с Леной и Паоло – не только мой частный счастливый случай, в результате которых я обрела настоящих друзей и единомышленников, – он отражает новую страницу истории адыгов, которая проявляется острым интересом и неподдельным участием со стороны прогрессивной международной общественности. Ее невидимые ряды с каждым днем растут. Поэтому закономерно, что когда-то наступает время, когда проблемы отдельного народа перестают быть проблемами лишь этого народа, а приобретают международный резонанс и звучание. И решаются с ведома и при участии международной общественности, в которой все больше людей с самым главным талантом, которым обладают Лена и Паоло, – талантом подлинного гуманизма и обостренной справедливости. Талантом всемирной отзывчивости, благодаря которому живет и побеждает добро.
Мадина Хакуашева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора кабардинской литературы КБИГИ (институт гуманитарных исследований (КБИГИ) при Правительстве КБР и КБНЦ РАН
_________________________________________________________________________
Вопросы заданные Мадиной Хакуашевой всем участникам интервью:
1. Немного о себе, своей семье, роде.
2. Почему Вас заинтересовала адыгская культура и история?
3. Какими Вам представляются проблемы адыгской культуры?
4. Какие новые качества (или понятия) необходимо усвоить современному адыгу, чтобы сохранить свою национальную идентичность в условиях глобализации? От чего отказаться?
5. Как оцениваете современную обстановку на исторической родине?
6. Что можете сказать о современной черкесской диаспоре? Существует ли реальная связь диаспоры и адыгов, проживающих на исторической родине?
7. Нужна и возможна ли культурная и духовная интеграция всех адыгов на современном этапе? Если да, то в каких формах она Вам представляется?
8. Каким бы Вы хотели видеть Северный Кавказ, Кавказ в целом?
_________________________________________________________________________
Азида Нагоева (Кабардино-Балкария)
_________________________________________________________________________
Лидия Жигунова (США)
Амина Жаманова (Россия)
Лидия Тлизамова (Кабардино-Балкария)
Елена Асеева (Россия-Италия)
Галина Климова (Россия)
Рита Тлупова (Татарова) (Кабардино-Балкария)
Ирене Сакина Швеерс (Германия)
Фатима Озова (Уэз) (Карачаево-Черкессия)
Шинкарева Наталья (Кабардино-Балкария)
Мадина Хаконова (Кабардино-Балкария)
Аброкова Бэла Мусовна, поэтесса. КБР
Багова (Гучапшева) Марьям. Заслуженный учитель РФ (КБР)
Луиза Оразаева, журналист (КБР)
Фатима Гукетлова, преподаватель французского языка КБГУ (КБР)
Мадина Саральп, модельер по реконструкции и стилизации адыгского костюма (КБР)
Шаоева Мида Лостанашевна, историк, переводчик (КБР)