Мадина Хаконова (КБР, Нальчик).
Предприниматель, психолог.
1. Немного о себе, своей семье, роде.
Я – единственный ребенок в неполной семье. Но в целом моя семья на меня оказала самое значительное благотворное воздействие. Мое желание получить материальную независимость я смогла осуществить, несмотря на то, что это было весьма непросто.
2. Какова ситуация в отношении материнства и детства в КБР (если Вы располагаете информацией)?
По сравнению с центральной Россией в КБР в этом отношении дела обстоят лучше. Возможно, здесь все еще в какой-то степени на формирование личности влияет адыгэ хабзэ. Но в целом ситуацию неутешительная. Общий кризис больше всего деморализовал мужчин. На мой взгляд, это связано с тем, что женщины стали добытчицами и не могут дать столько материнской любви и внимания, сколько могла дать женщина прошлых времен. Это вызывает деградацию мужского образа. Без крепкого патрилокального начала любое общество, особенно традиционное, опускается, рассыпается. В первую очередь страдают женщины и дети.
3. Что для Вас Адыге Хабзе? Что собой представляет настоящее с прошлое наполнение этого понятия?
Это универсальный свод неписанных правил, похожий на кодекс самураев. Очень сложная система, над которой в свое время поработали самые умные благородные умы. Регулятор жизни адыгов, начиная от гигиенических предписаний, кончая философскими установками. Я не делаю разницы между прошлым и настоящим хабзэ. Другое дело, что кое-что из этикета утеряно. Но все еще можно восстановить, если будет добрая народная воля.
4. Какие новые качества (или понятия) необходимо усвоить современному адыгу, чтобы сохранить свою национальную идентичность в условиях глобализации? От чего отказаться?
Не нужно от чего-то отказываться. Просто жить по законам Адыгэ Хабзэ.
5. Как оцениваете современную обстановку на исторической родине?
Очень непростая. Но как бы сложно ни было, все зависит от наших сегодняшних действий, от стратегии и тактики нашего народа, правительства, от их совместной согласованности. Все это кажется возможным в идеале, но так много «несовпадений», реальных противоречий, что даже не знаю, как это все можно согласовать в реальности.
6. Существует ли реальной связь диаспоры и адыгов, проживающих на исторической родине?
Безусловно, существует и усиливается благодаря Интернету, СМИ, международным проектам, личным контактам, которые все более реальны при современных средствах связи и передвижения. В современном мире расстояния – не проблема. Но нужно сохранить духовную общность, которая у нас пока еще есть.
7. Возможна ли культурная и духовная интеграция всех адыгов на современном этапе? Если да, то в каких формах она Вам представляется?
Личные и общественные связи, о которых я говорила в предыдущем вопросе, и есть те формы, которые приближают культурную и духовную интеграцию в целом.
8. Каким бы Вы хотели видеть Северный Кавказ, Кавказ в целом?
Мирным процветающим интернациональным центром многих культур.
Мадина Хаконова. Интервью “Женский взгляд”
Мадина Хаконова (КБР, Нальчик).
Предприниматель, психолог.
1. Немного о себе, своей семье, роде.
Я – единственный ребенок в неполной семье. Но в целом моя семья на меня оказала самое значительное благотворное воздействие. Мое желание получить материальную независимость я смогла осуществить, несмотря на то, что это было весьма непросто.
2. Какова ситуация в отношении материнства и детства в КБР (если Вы располагаете информацией)?
По сравнению с центральной Россией в КБР в этом отношении дела обстоят лучше. Возможно, здесь все еще в какой-то степени на формирование личности влияет адыгэ хабзэ. Но в целом ситуацию неутешительная. Общий кризис больше всего деморализовал мужчин. На мой взгляд, это связано с тем, что женщины стали добытчицами и не могут дать столько материнской любви и внимания, сколько могла дать женщина прошлых времен. Это вызывает деградацию мужского образа. Без крепкого патрилокального начала любое общество, особенно традиционное, опускается, рассыпается. В первую очередь страдают женщины и дети.
3. Что для Вас Адыге Хабзе? Что собой представляет настоящее с прошлое наполнение этого понятия?
Это универсальный свод неписанных правил, похожий на кодекс самураев. Очень сложная система, над которой в свое время поработали самые умные благородные умы. Регулятор жизни адыгов, начиная от гигиенических предписаний, кончая философскими установками. Я не делаю разницы между прошлым и настоящим хабзэ. Другое дело, что кое-что из этикета утеряно. Но все еще можно восстановить, если будет добрая народная воля.
4. Какие новые качества (или понятия) необходимо усвоить современному адыгу, чтобы сохранить свою национальную идентичность в условиях глобализации? От чего отказаться?
Не нужно от чего-то отказываться. Просто жить по законам Адыгэ Хабзэ.
5. Как оцениваете современную обстановку на исторической родине?
Очень непростая. Но как бы сложно ни было, все зависит от наших сегодняшних действий, от стратегии и тактики нашего народа, правительства, от их совместной согласованности. Все это кажется возможным в идеале, но так много «несовпадений», реальных противоречий, что даже не знаю, как это все можно согласовать в реальности.
6. Существует ли реальной связь диаспоры и адыгов, проживающих на исторической родине?
Безусловно, существует и усиливается благодаря Интернету, СМИ, международным проектам, личным контактам, которые все более реальны при современных средствах связи и передвижения. В современном мире расстояния – не проблема. Но нужно сохранить духовную общность, которая у нас пока еще есть.
7. Возможна ли культурная и духовная интеграция всех адыгов на современном этапе? Если да, то в каких формах она Вам представляется?
Личные и общественные связи, о которых я говорила в предыдущем вопросе, и есть те формы, которые приближают культурную и духовную интеграцию в целом.
8. Каким бы Вы хотели видеть Северный Кавказ, Кавказ в целом?
Мирным процветающим интернациональным центром многих культур.